Содана ревизия 4321 дней назад Морской Волк
Содана ревизия 4321 дней назад Морской Волк
Категории: научные статьи
Однажды мне попался на глаза рейтинг
10 лучших кораблей ХХ века,
составленный каналом Military Channel.
По многим пунктам с выводами
американских экспертов сложно не
согласиться, но что неприятно удивило, в
рейтинге не было ни одного русского
(советского) корабля.
В чем смысл подобного рейтинга,
спросите вы. Какое практическое
значение он имеет для настоящего
Военно-морского флота? Красочное шоу с
корабликами для обывателя, не более
того.
Нет, все намного серьезнее. Во-первых, с
вами не согласятся создатели тех самых
«корабликов». Тот факт, что именно их
корабли были выбраны среди тысяч
других конструкций – это признание
работы их коллектива, а зачастую и
главное достижение всей их жизни. Во
вторых, эти своеобразные эталоны
показывают, в каком направлении
движется прогресс, какие силы военно-
морского флота являются наиболее
эффективными. Ну и в третьих, подобный
рейтинг – гимн достижениям
Человечества, ведь многие из
представленных в списке военных
кораблей являются шедеврами морской
инженерии.
В сегодняшней статье я
постараюсь исправить некоторые, на мой
взгляд, ошибочные выводы экспертов
Military Channel, а лучше, давайте вместе
порассуждаем в виде такого несколько
информационно – развлекательного спора
на тему 10 лучших военных кораблей ХХ
века.
Теперь самый важный момент - критерии
оценки. Как видите, я намеренно не
использую фразы «самый большой»,
«самый быстрый» или «самый мощный»…
Лучшим признается только тот тип
корабля, который принес максимальную
пользу своей стране, оставаясь при этом
интересным с технической точки зрения.
Исключительно высоко ценится боевой
опыт. Большое значение играют тактико-
технические характеристики, а также
такие незаметные, на первый взгляд,
параметры, как количество единиц серии
и срок активной службы в боевом составе
флота. Плюс капля здравого смысла. Вот,
например, «Ямато» - самый крупный
линкор, когда-либо построенный
человеком, мощнейший линкор своего
времени. Был ли он лучшим? Разумеется,
нет. Создание линкоров типа «Ямато»
стало грандиозным провалом
Императорского флота по критерию
«стоимость/эффективность», своим
присутствием он принес больше вреда,
чем пользы. «Ямато» опоздал, время
дредноутов закончилось.
Ну а теперь, собственно, сам список:
10 место - серия фрегатов «Оливер
Хазард Перри».
Один из самых распространенных типов
современных военных кораблей.
Количество построенных единиц серии –
71 фрегат. Уже 35 лет состоят на
вооружении военно-морских сил 8 стран
мира.
Полное водоизмещение - 4200 тонн
Основное вооружение – пусковая
установка Мк13 для запуска ЗУР
«Стандард» и ПКР «Гарпун» (боекомплект
- 40 ракет).
Имеется ангар на 2 вертолета системы
LAMPS и 76-мм артиллерия.
Основной целью программы «Оливер Х.
Перри» было создание недорогих
эскортных фрегатов УРО, отсюда
трансокеанская дальность хода: 4500
морских миль на 20 узлах.
Почему такой замечательный фрегат на
последнем месте? Ответ прост: малый
боевой опыт. Боевое столкновение с
иракской авиацией получилось не в
пользу фрегата – USS "Stark" едва живой
уполз из Ормузского залива, получив в
борт два “Экзосета". Но, в целом,
«Оливеры Перри» уже много лет
непрерывно несут вахту в самых
напряженных точках на Земле – в
Персидском заливе, у берегов Кореи, в
Тайваньском проливе…
9 место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»
USS "Long Beach" (CGN-9) стал первым в
мире ракетным крейсером, а также
первым крейсером с ядерной
энергетической установкой.
Квинтэссенция передовых технических
решений 60-х годов: радары с
фазированной антенной решеткой,
цифровая БИУС и 3 новейшие ракетные
системы. Создавался для совместных
действий с первым атомным авианосцем
«Энтерпрайз». По назначению –
классический эскортный крейсер (что не
помешало в ходе модернизации
вооружить его «Томагавками»).
В течение нескольких лет (спущен на воду
в 1960) честно "нарезал круги" вокруг
Земли, ставя рекорды и веселя публику.
Затем занялся более серьезными вещами
– до 1995 года прошел все войны от
Вьетнама до "Бури в пустыне". Несколько
лет находился на передовой линии в
Тонкинском заливе, контролируя
воздушное пространство над Северным
Вьетнамом, сбил 2 МиГа. Вёл
радиотехническую разведку, прикрывал
корабли от налетов авиации ДРВ, спасал
из воды сбитых летчиков.
Корабль, с которого началась новая
ракетно-ядерная Эпоха флота, имеет
право быть в этом списке.
8 место – «Бисмарк»
Гордость Кригсмарине. Самый
совершенный линейный корабль на
момент спуска на воду. Отличился в
первом же боевом походе, отправив на
дно флагман Королевского флота «Худ».
Принял бой со всей британской эскадрой
и погиб, не спустив флага. Из 2200
человек команды спаслось лишь 115.
Второй корабль серии - «Тирпиц», за годы
войны не сделал ни одного залпа, но
одним своим присутствием сковал
огромные силы союзников в Северной
Атлантике. Английские летчики и моряки
предприняли десятки попыток уничтожить
линкор, потеряв огромное количество
людей и техники.
7 место – Линкор «Марат»
Единственные дредноуты Российской
Империи – 4 линкора типа «Севастополь»
- стали колыбелью Октябрьской
революции. Они достойно прошли сквозь
вихри Первой Мировой и Гражданской
войны, а потом сыграли свою роль и в
Великой Отечественной. Особенно
отличился «Марат» (бывший
«Петропавловск», спущен на воду в 1911
году) - единственный советский линкор,
участвовавший в морском сражении.
Участник Ледового похода. Летом 1919
подавил своим огнем восстание в
Кронштадском укрепрайоне. Первый в
мире корабль, на котором была испытана
система защиты от магнитных мин.
Принял участие в Финской войне.
23 сентября 1941 года стало роковым для
«Марата» - попав под удар немецкой
авиации, линкор лишился всей носовой
части и лег на грунт. Тяжело раненный,
но не сложивший оружия линкор
продолжал защищать Ленинград. Всего за
годы войны «Марат» провел 264 стрельбы
главным калибром, выпустив 1371 305-мм
снаряд, что сделало его одним из самых
«стреляющих» линкоров в мире.
6 – тип «Флетчер»
Лучшие эсминцы Второй Мировой войны.
Благодаря своей технологичности и
простоте конструкции были построены
огромной серией – 175 единиц (!)
Несмотря на относительно невысокую
скорость, «Флетчеры» имели океанскую
дальность хода (6500 морских миль на 15
узлах) и солидное вооружение,
включавшее пять 127-мм орудий и
несколько десятков стволов зенитной
артиллерии.
За время боевых действий потеряно 23
корабля. В свою очередь, «Флетчеры»
сбили 1500 японских самолетов.
Пройдя послевоенную модернизацию,
еще долго сохраняли боеспособность,
служа под флагами 15 государств.
Последний «Флетчер» был списан в
Мексике в 2006 году.
5 место – авианосцы типа «Эссекс»
24 ударных авианосца этого типа стали
становым хребтом ВМС США в годы
войны. Активно участвовали во всех
боевых операциях на Тихоокеанском
театре военных действий, прошли
миллионы миль, были лакомой целью для
камикадзе, но, тем не менее, ни один из
«Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли
(полное водоизмещение – 36 000 тонн)
имели на своих палубах мощное
авиакрыло, что делало их
господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли
модернизацию, получили угловую палубу
(тип «Орискани») и оставались в
действующем составе флота до середины
70-х годов.
4 место – «Дредноут»
Построенный всего за 1 год огромный
корабль, полным водоизмещением 21 000
тонн, произвел революцию в мировом
кораблестроении. Один залп HMS
"Deadnought" был равен залпу всей
эскадры броненосцев времен Русско-
Японской войны. Поршневая паровая
машина впервые была заменена на
турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал
18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с
эскадрой линкоров на базу. Получив с
линкора «Мальборо» сообщение о
находящейся в зоне видимости
подводной лодке, он протаранил её. За
эту победу капитан «Дредноута»,
позволивший себе вывалиться из
кильваторного строя, получил с
флагманского корабля высшее одобрение,
которое только может получить капитан
HMS на английском флоте: «Хорошо
сделано».
«Дредноут» стал именем нарицательным,
что позволяет в этом абзаце говорить обо
всех кораблях этого класса. Именно
«Дредноуты» стали основой флотов
передовых стран мира, засветившись во
всех морских сражениях Первой Мировой
войны.
3 место – эсминцы типа «Орли Берк»
На 2012 год в составе ВМС США находится
61 Иджис-эсминец, каждый год флот
получает еще по 2-3 новые единицы.
Вместе со своими клонами - японскими
эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго»,
"Орли Берк " является самым массовым в
истории боевым кораблем с
водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний
день эскадренные миноносцы способны
наносить удары по любым наземным и
надводным целям, бороться с
подводными лодками, самолетами и
крылатыми ракетами, и даже
обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает
в себя 90 вертикальных пусковых
установок, из них – 7 «длинных» модулей,
что позволяет разместить до 56 крылатых
ракет «Томагавк».
2 место – линкоры типа «Айова»
Эталон линейного корабля. Создателям
«Айов» удалось найти оптимальное
сочетание огневой мощи, скорости и
защищенности.
9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс – 310 мм
Скорость хода – свыше 33 узлов
4 линкора этого типа успели принять
участие во Второй Мировой войне, войне
в Корее, войне во Вьетнаме. Затем
наступила долгая передышка. В это время
шла активная модернизация кораблей,
были установлены современные ЗРК, 32
«Томагавка» еще больше усилили
ударный потенциал линкоров. Полный
комплект артиллерийских стволов и
бронирования оставили без изменений.
В 1980 году у побережья Ливана вновь
заговорили гигантские пушки «Нью-
Джерси». А потом была "Буря в пустыне",
поставившая, наконец, точку в более чем
50-летней истории кораблей этого типа.
Сейчас «Айовы» выведены из боевого
состава флота. Их ремонт и модернизация
признаны нецелесообразным, линкоры за
полвека полностью выработали свой
ресурс. Три из них превращены в музеи,
четвертый – «Висконсин», до сих пор тихо
ржавеет в составе «Резервного флота».
1 место – авианосцы типа «Нимитц»
Серия из 10 атомных авианосцев, общим
водоизмещением 100 000 тонн. Самые
крупные военные корабли в истории
человечества. Последние события в
Югославии и Ираке показали, что
корабли этого типа способны стереть с
лица земли не самые маленькие страны
за считанные дни, в то время как сами
«Нимитцы» останутся невосприимчивы к
любому противокорабельному оружию, за
исключением ядерных зарядов.
Только Военно-Морской Флот Советского
Союза ценой огромных усилий и затрат
мог противостоять авианосным ударным
группировкам, используя сверхзвуковые
ракеты с ядерными боевыми частями и
орбитальные группировки
разведывательных спутников. Но даже
самые современные технологии не
гарантировали точное обнаружение и
поражение подобных целей.
В настоящий момент «Нимитцы»
являются полноправными хозяевами
Мирового океана. Регулярно проходя
модернизацию, они останутся в
действующем составе флота до середины
ХХI века.
Олег Капцов